Graflex Pacemaker Speed Graphic

Previous Entry Share
Ретроспектива моих камер Graflex
Graflex
graflex

Великолепная цветная обложка одной из брошюр. В руках у женщины камера 3A Graflex.

Сначала сел писать про историю марки Graflex и выпускавшей её компании, но потом передумал и спустился с небес на землю. Из одного огромного поста лучше сделать несколько более коротких, но которые можно осилить. Я понимаю, что уместить 70-летнюю историю в один пост нереально, поэтому буду освещать понемногу и на разные темы. Сегодня речь пойдёт только о том, что я могу взять в руки, о моих камерах, хотя и этого наверно будет многовато. Они относятся к разным (хоть и соседним) эпохам, поэтому по их отличительным особенностям можно прослеживать те тенденции, которые существовали в фотографии и фототехнике США начала-середины ХХ века, в профессиональном её сегменте. К величайшему счастью, мы имеем очень и очень широкий доступ к фактам и деталям американской истории. Библиотеки имеют выложенные в свободный доступ материалы, буклеты, инструкции, фотографии, всё это в электронном виде и очень хорошем качестве. Редкость, если какой-то материал, существующий в бумажном виде, не отсканирован и не выложен на сайт. Речь тут не только о знаменитой Библиотеке Конгресса, но и о многих других, например, библиотеках штата или крупного города. Более того, Библиотека Конгресса ещё довольно консервативна, а вот Публичная Библиотека Детройта имеет, к примеру, даже аккаунт на Фликре (и, думаю, не только на нём одном). Недостающее встречается на разных профильных сайтах в цифровом виде, ebay.com (хочешь - покупай оригинал, хочешь - просто копируй картинки из лота) и интернет-магазинчиках с фотолитературой по очень божеским ценам.
И оттого больше сожаление, что наша собственная история до сих пор во многом скрыта и является предметом постоянного передела, а получить какие-то редкие и, в особенности, узкоспециальные данные практически невозможно, не имея нужной "руки" в интересующем ведомстве.


Начну я с RB Auto Graflex - самой интересной и удачной модели, которая выпускалась дольше всех остальных (и зеркалок, и графиков) - с 1909 по 1941, т.е. 32 года. И это всего с ТРЕМЯ изменениями в конструкции. Да и менялись-то только мелочи, на картинках внизу можно сравнить камеры выпуска после 1917 года (вверху) и до 1917 (внизу). Мой RB Auto Graflex выпущен примерно в 1935 году, т.е. из поздних серий.


RB Auto Graflex с крышкой, открывающейся назад, немного увеличенным размером объективной доски и корпусом, имеющим характерную "ступеньку".


RB Auto Graflex с характерными для ранних выпусков прямоугольным корпусом и крышкой, открывающейся вперёд.

Только посмотрите, что получал фотограф, покупая RB Auto Graflex:
- Двойное растяжение меха и возможность снимать настоящее макро в масштабе 1:1
- Сдвиг (shift, то есть) объектива вверх для коррекции завала вертикалей
- Drop bed, т.е. имелся наклон "кровати" под отрицательным углом.
- Самая большая гибкость в отношении оптики (что логично с таким-то растяжением меха), можно использовать телевики 12-15 дюймов.

Т.е. взяты многие возможности View-камер и интегрированы в зеркальную при сохранении сильных сторон последней. На этих возможностях, естественно, делали упор и в рекламе, показывающей прекрасно выполненные даже по нынешним временам снимки птиц, растений, насекомых. Закономерно, что у столь удачной, универсальной и грамотно спроектированной камеры было много поклонников и использовали её очень широко. Ими снимали натуралисты, учёные, состоятельные фотолюбители (впрочем, ни один "взрослый" Graflex не стоил дёшево), репортёры и другие профессиональные фотографы. А ещё это была штатная фотокамера в Армии США, где на протяжении долгого времени использовалась для решения широчайшего круга задач, начиная от съёмки повседневной жизни и каких-то событий, испытаний, учений, продолжая изготовлением иллюстраций для наглядных пособий и заканчивая, скажем, репродуцированием рентгеновских снимков.

Поехали дальше, а во временной линейке вернёмся чуть назад. В 1907 году Folmer & Schwing Manufacturing Company заканчивает переезд из Нью-Йорка в город Рочестер и обустройство в новом большом шестиэтажном здании, которое фигурирует во многих буклетах и каталогах. Производство фототехники возобновляется уже под названием Folmer & Schwing Division of Eastman Kodak Company, появляется целая россыпь новой техники.



Graflex 3A Autographic. Камера 1907 года, она специально разрабатывалась под рольфильм - откуда и название - тип 3А. Это был формат почтовой карточки (Postcard format), имевший размер 3.25х5.5 дюймов, что в сантиметрах приблизительно равно 8х14. Рольфильм тип 3А, он же тип 122, появился в 1903 году, a технология Autographic родилась в 1914 г. Происхождение слова Autographic и суть этой новинки я уже описывал здесь. Изначальный вариант 3А камер был заменён в 1915 году на версию с закрываемым заглушкой окошком, позволяющим реализовать функцию Autographic и делать подписи прямо на фотоплёнке через ракорд металлическим стилусом. Выпускались и отдельные комплекты для переоборудования старых моделей. Однако, известны и случаи обратного переоборудования, и даже переделки камер под съёмку на стеклянные пластины вместо рольфильма. Последнее, как я полагаю, практиковалось в газетах и журналах, у которых были свои собственные мощности по нанесению фотоэмульсии на стеклянные пластины, а также для регенерации отснятых пластин - носителей бракованных кадров.
Но вернёмся к 3A. Это довольно любопытный аппарат, поскольку ориентирован он больше не на профессиональных фотографов, а на фотолюбителей. Уточнение: 100 лет назад это слово обозначало людей, любящих фотографировать и умеющих это делать, а не купивших хороший фотоаппарат и не знающих, как он работает. Бытовало также определение Postcard camera, что применимо и к 3A Graflex. Интересен он своим продолговатым форматом, позволяющим более динамично кадрировать снимки (это нашло немало ценителей среди фотографов, которым было тесно в рамках форматов 4х5 и 5х7), а также весьма компактными размерами. Компактность была оценена как фотолюбителями-путешественниками, так и фотографами на Первой Мировой войне. Кстати, мой 3A выпущен, судя по серийному номеру, в 1917 году.
Из необычных особенностей можно отметить то, что камера имеет по бокам корпуса дверцы, за которыми мы находим два небольших ящичка для запасных и уже отснятых роликов с плёнкой. Камера выпускалась почти 20 лет, до 1926 года. Окончание производства, видимо, имеет связь с выходом производителя из состава EKC и образования Folmer Graflex Corporation, да и подписями на фотографиях народ к тому времени наигрался.

Теперь перед нашими взорами предстаёт 1912 год и проведённая работа над ошибками, допущенными при выпуске поколения 1907 года. Одним из наиболее значимых результатов стало появление камеры, определившей дальнейший вектор развития зеркальных камер Graflex вплоть до самого конца их долгой и славной эпохи.



RB Telescopic Graflex, сокращённо называвшийся RB Tele Graflex. Модель, строго говоря, 1915 года, а не совсем строго - 1912-го, ниже объясню этот парадокс. Приехала она ко мне совсем недавно, на новогодних праздниках. Отдал сравнительно немалые деньги, зато и получил практически новый аппарат, состояние великолепное и с родным чехлом. Здесь изображена камера с "угловатыми" пластинами органов управления, а на моей уже пластины нового образца: прямоугольные по форме и немного выступающие над плоскостью стенки.
После RB Auto, Телескопик является второй по возможностям камерой. Основное отличие от RB Auto Graflex состоит в отсутствии кровати, этим обусловлено и меньшее растяжении мехов, и отсутствие сдвига, и уж точно именно по причине отсутствия кровати нельзя сделать Drop Bed:-)
Что примечательно, в линейке продукции Folmer & Schwing Division существовало две почти одинаковых по внешнему виду и названию камеры. Взгляните-ка вот на это и найдите 10 отличий:



Помимо двустворчатой верхней крышки (впрочем, переход на обычную состоялся ещё до реинкарнации) ранняя камера-почти_тёзка имела объективную доску чуть большего размера, меньшее на 2 дюйма растяжение меха (12" вместо 14") и не существовала в формате 3,25х4,25", был только вариант 4x5". Немного другой была и фокусировочная шахта. Ранняя версия имела меховое завершение и вогнутую кромку, поздняя просто кожаная и прямая. Впрочем, шахты менялись неоднократно и, за редким исключением, взаимозаменяемы между разными Графлексами. Парадокс, но при всей похожести их выделяют если не в разные модели, то в разные модификации одной.

Камера с названием RB Tele официально выпускалась с 1915 до 1923 года (после 1923 не фигурирует ни в одном каталоге), однако, согласно исследованиям Ричарда Пэйна, попадаются образцы, выпущенные значительно позже. Некоторые из них имели уже маркировку Folmer Graflex Corporation, что соответствует минимум 1926 году. Вероятно, Телескопики продолжали выпускать втихаря уже после официального снятия с производства. По всей видимости, запросы у рынка на хорошую и крепкую (единственное, пожалуй, чем мог не устраивать RB Auto Graflex) камеру со сменной оптикой и длинным мехом существовали, RB series B (о которой чуть ниже) им не удовлетворяла по причине несменного объектива, а RB series D тогда ещё не было.
Кстати, забегая в темы других постов, пару слов о сериях D и Super D. Не надо быть гением, чтобы понять, откуда там растут ноги. Да-да, именно из Телескопика. А если учесть, что ранний Telescopic RB Auto Graflex очень, просто очень напоминает ещё ту самую, оригинальную RB Graflex Camera, выпускавшуюся в 1901-1905 годах Folmer & Schwing Mfg. Co. до покупки компании Джорджем Истменом (и ставшую, фактически, причиной заключения этой сделки), то получается, что одна и та же конструкция была настолько гениальной и удачной, что прошла путь в 61 год, не подвергаясь никаким принципиальным изменениям.

Ну, и наконец, самая поздняя из моих моделей


Graflex RB ser. B. Модель 1923 года, мой относится к ранним сериям и выпущен, судя по серийному номеру, именно в 1923 году, т.е. камере уже 90 лет.
Те снимки, которые вы видели в моём ЖЖ, сделаны были именно такой камерой.
По сути своей представляет взятую без изменений коробку от RB Telecopic, но вместо большого переднего стандарта на массивных рельсах, имевшего размеры, почти совпадающие с фронтальной проекцией камеры, была прибита доска с маленьким отверстием, в котором установлена маленькая каретка, маленький мех и условно несменный объектив (поменять его можно было только на такое же фокусное расстояние и совпадающих размеров, да плюс резьбовое крепление) - вроде бы слишком примитивно на первый взгляд. Но были у этого и положительные моменты. Камера значительно легче Телескопика и у неё не меняется развесовка при фоусировании. Выдвинутый же на полную длину передний стандарт RB Tele начинает перевешивать. Упрощение и удешевление производства, а следовательно и конечного продукта, всё это (при сохранении большинства основных функций и не в ущерб качеству оптики) нашло своего потребителя среди тех, кто прежде очень хотел, но не мог позволить себе такую камеру. Макро с помощью этой камеры, конечно, поснимать не получится, но вот остальные сюжеты - пожалуйста. Даже телеобъективы специально к ним выпускали.
Надёжность высочайшая, что прекрасно иллюстрирует мой экземпляр. Сегодня RB ser. B является одной из самых массовых и распространённых на аукционах и в комиссионках. Производилась с 1923 до 1942 года.

А на сладкое пусть будет эта страничка из буклетов, иллюстрирующая возможности этих камер в то время, как весь остальной мир снимал со штативов на ящики с матовым стеклом, которое надо было после наведения резкости заменять на неудобную двухстороннюю кассету с самодельной пластиной непостоянного качества, а снимать на длинной выдержке.


?

Log in